Согласно первым упоминаниям в истории, визитки появились в Древнем Китае, между вторым и третьим веком до нашей эры. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной бумаге с написанными на них именем и занимаемой должностью. Эти визитки могут и сейчас служить образцом сдержанности и эстетичности: никаких лишних и неуместных деталей, кроме имени, фамилии и должности.
…Первое официально-историческое упоминание о визитке относится ко временам правления короля Людовика XIV. Появившись во Франции, визитка стала необходимостью, знаковым атрибутом для представителей Высших слоёв населения того времени, став для них обязательным аксессуаром.
…Имея вид игральной карточки с именем визитёра (откуда и пошло название визитки — от фр. слова «Vizite» «визит»), визитка презентовала своего обладателя с лучших его сторон. Первая напечатанная визитка была найдена в Германии и датируется 1786 годом. Визитки становились необходимостью с целым перечнем правил этикета по их обращению. германская аристократия следовала французскому опыту. Впоследствии визитки стали атрибутом дам и господ среднего класса и отсутствовали у простых сословий. …В шестнадцатом — семнадцатом веках гравированные визитки (тогда они назывались — «визите-билетте») уже имели горожане Флоренции и Венеции. Именно там в то время была отлично развита полиграфия. Изготовление визиток приобрело очертания особого вида искусства, занимались которым одни из лучших мастеров того времени.
Фотографы-портретисты, чтобы успешно конкурировать с литографами и граверами, стремились делать фотографии большего размера и более импозантные. В 1854 году Адольф-Эжен Диздери (1819—1890?) запатентовал в Париже «карт де визит» — камеру с четырьмя объективами, которая делала восемь небольших фотографий размером 3,25 на 1,125 дюйма на полной пластине размером 6,5 на 8,5 дюйма. Эти восемь фотографий, каждая из которых представляла собой визитную карточку размером 4 на 2,5 дюйма, продавались примерно за 4 доллара, более чем вдвое дешевле того, что обычно запрашивали портретные фотографы за один полноразмерный отпечаток.
Диздери зарабатывал и тратил миллионы. В 1866 году ненасытный спрос на «карт де визит» так же неожиданно прекратился, как и начался. Диздери выдумывал различные новшества, чтобы вернуть к жизни свой угасающий бизнес, либо насаждал трюкачество на уже существующие фотографии вроде фотографии на шелке, на керамике. Ничто не помогало. Он не смог победить ту дешевизну, которую сам породил, — цена «карт де визит» упала до одного доллара за дюжину.
Нужно было найти способ как-то хранить несметные тысячи карточек, полученные от родственников или друзей, которые оставляли их после визитов или обменивались ими в дни рождения и праздников. И выход был найден — альбом для визитных карточек. Некоторые альбомы продавались по обычной цене, но были и искусно сделанные, переплетенные хорошо обработанной и дорогой кожей. Такой альбом стал обязательной принадлежностью, незаменимым предметом беседы в каждом салоне и художественной мастерской того времени.
Самые первые визитки не включали в себя информации рекламного характера и служили сугубо своего рода напоминанием о владельце карточки.
Время появления первой визитки сложно определить, ограничимся общими сведениями.
В некоторых источниках говорится о появлении первых визиток в Китае в третьем веке нашей эры, другие источники утверждают о появлении первых визиток в Европе в 16м веке. Поговорим об истории визиток непосредственно в России.
Первые визитные карточки в России появились при Екатерине II, которые позаимствовали из придворного этикета Франции. В то время они в большей степени говорили об эстетическом уровне своего хозяина и указывали на социальный статус. Весьма модными считались визитки с роскошным оформлением дизайна, что указывало на положение владельца внутри иерархии привилегированного класса. Визитки украшали виньетками и родовыми гербами. Ключевые персоны того времени заказывали визитки у именитых художников. Но, тем не менее, были приверженцы визиток неброского оформления.
В период небывалого развития российской экономики в середине 19 века, помимо дворян визитками начинают активно пользоваться представители крупной и мелкой буржуазии. В этот период начинают свою жизнь рекламные карточки. Помимо этого визитными карточками активно начинают пользоваться все слои населения, что в свою очередь внесло в дизайн и оформление массу корректив, относительно уровня качества и манеру исполнения. Изготовлением визиток занимаются типографии, заказать можно в книжных и табачных лавках, но все же некоторые личности имели визитки ручной работы.
Элитарные персоны соперничают в оригинальности и качестве своих визитных карточек.
Наступает новая волна развития и расцвета искусства изготовления визиток к концу 19 века. Появляется масса стилей оформления, используется бумага различных цветов, текста оформляются разными шрифтами, на визитках появляется тиснение золотом и серебром, вырубка, конгрев, золочение обрезов. Стали появляться двойные визитки в виде раскладушки. Визитная карточка становится носительницей престижа своего хозяина, она уже не столько называет его, сколько кричит о его богатстве высоком положении в обществе.
Во время становления советской власти, обществу было совершенно не до визиток. Единственный слой общества, который пользовался визитными карточками в то сложное для страны время- это партийная элита.
В Советском Союзе на фоне общей жесткой цензуры визитки делались не всем и в самом простом исполнении. Чтобы получить визитку, нужно было предоставить заявление в органы управления с весомым обоснованием потребности. Визитки имели только сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные», деятели культуры.
С тех времен пришла манера писать фамилию впереди имени, когда в Европе делали наоборот.
Фактически, возвращение визитки в Россию связано с периодом начала перестройки и развития частной собственности.
Не зависимо от всех изменений в дизайне и оформлении в течение всей истории развития визиток, в настоящий период она несет непосредственно информативный характер, передающий Вашему партнеру только самую важную информацию о Вас и деятельности Вашей компании.
Что было там - за "бугорком"?
Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом.
В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции. Сохранилась гравюра на меди с картины Р.Саганолетто начала XIX века. На ней изображен человек, держащий в руках пачку новеньких визитных карточек, на которых четко видно: "Синьор Симон Пагануцци. Флоренция". Визитки в его руке похожи на крупные игральные карты с закругленными уголками.
Не менее популярны были визитные карточки и во Франции во времена Людовика XIV, где стали репрезентативным аксессуаром, представляя своего хозяина во всем блеске его положения.
Первая печатная визитная карточка Германии относится к 1786 году.
" Забугорные" вообще оригинальные люди: в начале XIX века появилась своеобразная мода - визитный билет вместо визита. Так перед праздниками в больших городах просто-таки пачками раздавались визитные карточки. И более того, существовала своего рода биржа по обмену визитками.
Россия с визитками в руках?
Первые визитки в России появились при Екатерине II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.
Но довольно быстро наступает эпоха минимализма. И отныне визитки становятся лаконичными и простыми: "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной информации.
После революции визитные карточки искоренили, объявив буржуазным пережитком. Вновь визитка появилась в СССР, но она уже развивается по правилам "местных буржузных пережитков". По новым правилам писать фамилию владельца карточки стали впереди имени, в то время как зарубежье оставляли за собой "другие правила". Естественно, это вводило в замешательство многих. Еще одним не мало важным правилом „руской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.
В то время за границей существовало два вида визитных карточек: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная визитка появилась ещё в конце 19 века, а горизонтальная появилась несколько раньше. В СССР же по большинству преобладал горизонтальный формат визитных карточек. Да, в общем-то он и по сей день является основным форматом.
"Второе дахание" визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XIX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела "верхушка" власти. Но с приходом демократии "эта роскошь" становится доступной для всех.
А в конце XIX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.
Визитка стала неким кичем в полиграфической индустрии. Вежливое напоминание о владельце карточки с менилось на престижность самой визитки. Информация становится агрессивной, кричащей, крайне индивидуальной. Начинается новый бум в работе дизайнеров: сделать визитную карточку как можно более индивидуальней, используя новые технологии и креативное мышление.
Теперь визитка стала стилем деловых отношений и окончательно изжила свой старомодный стиль визитного билета.
Вслед за европейскими странами Россия всё более и более осваивает мир визитных карточек и расширяет не только область их применения, но и исполнения, индивидуальности. Например, "двойные" карточки-раскладушки пока ещё редкость, но они начинают встречаться всё чаще и чаще.
История визитки уходит своими корнями в глубокую древность, туда, где на многие мили тянется Великая Китайская Стена, ведь именно там, в третьем веке появились первые визитки. Изначально визитки изготавливались из бамбука, дерева или красного шелка. Они поражали своей сдержанностью и эстетичностью, можно сказать были произведением искусства. Ведь, чтобы написать на этом кусочке дерева или материи текст надо было обладать не только талантом, но и отличным каллиграфическим подчерком. Конечно, мы не археологи и не историки, чтобы копать так глубоко. Мы будем отталкиваться от известных нам фактов.
Согласно все тем же историкам первые визитные карточки, более похожие на современные, появились либо во Франции, либо в Германии, либо во Флоренции. История наука запутанная, она основывается на разных теориях, поэтому точно сказать, когда и где появились визитки, трудно. По разным историческим предположениям это произошло, где-то в 16 или 17 веке.
На нашей же с Вами родине, в России, первые визитки появились с насаждением при российском дворе европейских правил этикета, во времена правления Екатерины Великой. Визитки тогда были больше роскошью, подчеркивающей положение ее хозяина при российском дворе. Многие дворяне, для большего лоска, заказывали визитные карточки у художников, и чем прославленней был художник, тем дороже ценилась его работа. Визитки еще больше превратились в подлинные шедевры графического искусства, каждая из них была, по-своему, уникальна. Предпочтение в графике визиток отдавалось изысканному рисунку с множеством мелких деталей, в ней преобладали титулы, гербы, звания ее хозяев.
Но время шло, и положение визитной карточки изменялось, она получила свое массовое распространение. Визитные карточки становятся неотъемлемой частью различных встреч, приемов, торжеств, их уже могут позволить себе не только дворяне. Таким образом, они становятся частью повседневного этикета. Способствовало выходу визитной карточки в публичное пользование, возрастающая роль буржуазии в обществе. Так продолжалось до Великой Октябрьской Революции. После революции визитные карточки практически искоренили, как пережиток.
Во времена советской власти возвращается тенденция пользования визитками только слоям привилегированного общества. Визитными карточками могли пользоваться только на самом «верху», она являлась неотъемлемым атрибутом пользования у дипломатов, партийных работников и редко признанных деятелей культуры. Возвращение же «блудной» визитной карточки происходит только с приходом демократии, во времена «Перестройки», вместе с появлением частной собственности. Визитка становится стилем новых деловых отношений. Главное же свойство визитки - её представительность, так не утратила своей значимости на протяжении веков. Все больше появляется спрос, возрастают требования заказчиков. Визитка становится неотъемлемой частью полиграфической индустрии.
На сегодняшний день, не смотря на технологическое развитие и высокую информатизацию современного общества, визитка остается наиболее распространенным и удобным способом сообщать необходимую о себе информацию.
Первые визитные карточки появились во Франции в эпоху рококо. В то время престол занимал Людовик XV, прославившийся фантастическими излишествами, которым предавался весь Версальский двор, да, в общем-то, и все французское высшее общество. Результатом такого правления, как известно, стало истощение казны, семилетняя война и утрата Францией лидирующего положения на международной арене.
Разумеется, в обстановке, которая сложилась тогда при дворе, визитные карточки выполняли не информационную – номер телефона и адрес электронной почты там никто не писал - а представительскую функцию. Процесс обмена визитными карточками был регламентирован на законодательном уровне, и его основной задачей была демонстрация положения сторон. По большому счету визитка эпохи рококо была таким же статусным предметом, как карета с лилиями и коронами или парик, который у вельмож разного ранга имел разную длину.
Первые визитки изготавливались из самой дорогой бумаги, тканей, пластинок из слоновой кости и даже стекла. Шрифты, использовавшиеся для написания имени и титула владельца карточки, были украшены различными завитками, площадь которых зачастую превышала площадь самой надписи; кроме того, обязательным элементом карточки были изображения родовых гербов.
Примерно в то же время визитные карточки перекочевали и в другие страны. В России появление визиток пришлось на время правления Екатерины Великой, также неравнодушной к роскоши и изяществу. В это связи первые русские карточки лишь немного уступали французским по изысканности оформления и технике исполнения.
Впрочем, мода на роскошные визитки быстро угасла. Уже во времена Пушкина визитные карточки представляли собой белые прямоугольники, на которых в лучшем случае указывались фамилия, имя и отчество: адрес на визитках не писал никто, поскольку они по прежнему носили характер светски-представительский характер.
В конце 19 века роль визитных карточек изменилась. Бурное развитие промышленности и торговли, рост городов и появление телефонной связи – все это вынуждало предпринимателей искать новые способы передачи информации потенциальным поставщикам и клиентам. Визитные карточки в данной ситуации были как нельзя кстати: их можно было просто прислать их с курьером, что согласно этикету заменяло личный визит. Тогда же, кстати, появились и вертикальные визитки, широко распространенные на Западе и не очень – на постсоветском пространстве.
В дальнейшем визитная карточка не претерпевала значительных изменений. Исключение составила, пожалуй, лишь Россия – большевики, придя к власти, упразднили визитки как пережиток буржуазного прошлого страны, и вторично они появились лишь в начале 60-х в среде номенклатурных работников. В ту эпоху визитка играла весьма своеобразную роль – она была чем-то вроде пропуска, правом на обращение к тому или иному чиновнику по личным вопросам. Нормальную же информационную функцию визитки стали выполнять лишь в начале 90-х годов, когда в СССР начал развиваться частный бизнес.
Взято
здесь