Первая почтовая карточка выпущена в Австро-Венгрии. 1 октября 1869 года в почтовом обращении этой страны появилась «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов в воюющих армиях Франции и Германии также родилась идея снабдить карточку иллюстрациями. Некоторые из солдат стали сопровождать посылаемые родным почтовые карточки рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами. По французской версии первая иллюстрированная почтовая карточка (открытка) была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой — книготорговцем А. Шварцем из Ольденбурга.
Начинание оказалось успешным и идея открытки быстро распространилась по остальным странам. В 1871 году их начали издавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 — Швеции, Норвегии, Цейлона, в 1873 — Франции, Испании, Румынии, Сербии, Чили, в 1874 году — Италии. В России открытка увидела свет в 1872 году, первые советские открытки датируются ноябрём 1917 года. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9 × 14 см, который был изменён в 1925 году на другой — 10,5 × 14,8 см. Первоначально её оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма.
Взято
здесь
Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.
Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова.
В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте - их продавали в качестве сувенира. А если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же "greeting cards", то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать.
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением.
Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.
Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками и высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предусматривался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки.
Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки - орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте - именно в конверте. Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких "эксклюзивных" открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.
Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже "валентинки" стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.
Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше?
Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» мы должны быть благодарны солдатам времён франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры дополняли написанное рисунком. Чем не почтовая открытка?!
Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Именно она открыла путь типографскому производству открыток. Позже их славу присвоили себе шотландцы, которым не давало покоя первенство англичан.
А «первооткрыватели-рекордсмены» китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить всех лично и принять поздравление. В те времена ещё не было секретарей…
Доводов и предположений существует предостаточное количество, но важен лишь один факт – открытка всё-таки появилась и с тех пор радует глаз и душу. И совсем не обязательно придумывать какой-либо повод, чтобы её подарить. Она создаст за Вас особое настроение и оставит именно то впечатление, на которое Вы рассчитывали.
С 1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений.
Изначально был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт - 105*148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут достигать размеров 40*60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110*220 мм).
Также за эти годы поменялся и материал, из которого они изготавливаются. Сейчас это не только картон. Всё чаще стали использоваться дизайнерские материалы: тонированная и тисненая бумага, калька, фольга. Но на этом «колдовство» над открыткой не заканчивается. Особое волшебство придаёт лакирование, тиснение, бронзирование и другие способы «украшательства».
Что же касается своего предназначения, сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные, деловые открытки.
Первые рекламные открытки появились в Европе во второй половине 19 века. Лишь потом они достигли российских земель и положили начало «открыточной культуре», если не брать во внимание лубочные открытки.
Рекламные карточки с элементами фирменного стиля производителя помещались в коробочку со сладостями или парфюмом. Эти открытки служили одновременно и визитками для фабрикантов, и рекламными мини-буклетами, которые ещё продолжительное время напоминали покупателю о «минутах радости», побуждая его снова и снова к покупке.
Первые российские открытки были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»). «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».
Возрождение открытки началось в 90-е годы. Именно тогда стали появляться издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас мы постепенно переходим от «машинных» к открыткам, сделанным вручную. Нand-made с применением декоративных и натуральных материалов: ткани, кожи, сухоцветов, минералов – ценится больше. У этих открыток есть душа.
Эти открытки начинают использоваться и в сегменте В2В (business-to-business, бизнес-сегменте). Поздравления для партнёров, клиентов, представителей СМИ, госорганов, выполненные на этих открытках, подчеркнут статус и значимость персоны. Их никогда не выкинут в корзину, как очередной календарик или брошюру, но именно с их помощью можно создать доверительные, личностные отношения.
Взято
здесь
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.
Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.
Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.
В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.
Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты ("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.
Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.
Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.
Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки".
Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.
Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".
С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.
Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги.
Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.
В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.
Таким образом, общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. В Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова. В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте - их продавали в качестве сувениров.
Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой , дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Открытка посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.
Широкое распространение открытки получили в конце XVIII-начале XIX века в Англии. Это были карточки, которые изготавливались, как правило, художниками вручную. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер и др.
Такие открытки посвящались Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.
Первой печатной рождественской открыткой по некоторым сведениям стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На карточке размером 12*7 см художник нарисовал семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». (На открытке было изображено большое семейство из одиннадцати детей и их родителей, которые поднимают тост за отсутствующих друзей. Трое самых маленьких членов семьи уничтожают рождественский пудинг.)
Английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с таким незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Ясно, что о многих подобных историях "предпочтовой" эры мы ничего не знаем только потому, что они не затрагивали известных людей. Но это не значит, что в то время открытки или поздравительные карточки были чем-то невиданным. Скорее всего, в начале XIX века люди еще не знали, что они, по сути, открыли новый тип отправлений, который был официально узаконен лишь в 1878 году. К стати, из тиража в 1000 экземпляров до наших дней сохранилось всего 12 открыток. Одна из них была недавно продана в Англии за 22 тысячи фунтов стерлингов.
Первые почтовые открытки были выпущены 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя.
В июле 1870 года книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с небольшим рисунком, изображающим артиллериста с пушкой. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне почтовая открытка получила официальное признание. Был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. А несколько позднее, в 1925 году, был введен новый стандарт, который сохранился и по сей день -105*148 мм.
Рекламные открытки появились во второй половине XIX века в Европе, откуда были завезены в Россию. Как ни странно, именно рекламно - сувенирным открыткам Россия обязана распространением культуры поздравления с помощью открыток. Сувенирно-рекламные карточки с элементами фирменного стиля изготовителя, вкладывались в упаковку со сладостями «Товарищества А.А. Абрикосова и сыновей». (Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), бывший крепостной, основал Товарищество "А.И.Абрикосов и сыновья" (или "Товарищество А.А.Абрикосова сыновей"). Товарищество строило заводы и фабрики. На фабриках Товарищества изготовлялись шоколад, конфеты, карамель, пастилы, варенье, сиропы, джемы, торты и другие кондитерские изделия. Традицией Товарищества была широкая благотворительность - огромные пожертвования на госпитали, больницы, школы и др. В 1918 году фабрика Абрикосова была национализирована. Ныне - "Кондитерский концерн Бабаевский" (Петр Акимович Бабаев - рабочий (до 1920 - председатель Сокольнического райисполкома)) и фабрики Эйнем.
Привлекательна карточка Товарищества паровой фабрики Эйнем. Известно, что в коробки с продукцией фабрики часто вкладывались открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, вроде "Вальс-монпансье". (Теодор Фердинанд Эйнем, немецкий подданный приехал в Москву в 1850 году, надеясь начать свое дело. Сначала он занимался производством пиленого сахара, после организовал мастерскую по роизводству шоколада и конфет. Вместе с компаньоном, соотечественником Юлиусом Хойсом в 1867 году они построили на берегу Москвы-реки фабрику шоколадных конфет и чайных изделий).
А свой успех на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве, «Товарищество А.А. Абрикосова и сыновей» получило высшие награды, Абрикосовы решили отметить исключительно нарядной карточкой, прославляющей эти даты.
Нарядный мальчик символизирует 1882 - год первой награды, полученной фабрикой на выставке. Словно "эстафету" от него продолжает не менее нарядная девочка, которая символизирует 1896 - год получения второй награды. Вряд ли подобная карточка была специально заказана Абрикосовыми - скорее они просто удачно использовали типичный сюжет поздравления. В самом деле, детские образы и сегодня являются часто востребованными в рекламе. Ведь кто как не дети - традиционные потребители всяких сладостей? А радость, с которой эти дети, одетые во взрослые наряды, прославляют две даты в истории фабрики, должна была настраивать покупателей помнить о них, об их счастливом детстве и вместе с ними о фабрике Абрикосовых.
Трудно себе представить более оригинальную и действенную рекламу! На карточке нет изображений конфет, то есть, продукция фабрики не навязывается покупателю, но в то же время реклама обращена к его душе - она подчеркивает его лучшие родительские чувства. По этой карточке можно судить о российских традициях, связанных с такими непочтовыми карточками. Они изготовлялись не в России, поскольку исконно русские сюжеты в них обычно не встречаются. В России на них наносились надписи и некоторые другие изображения, не нарушающие исходной картинки. Так, после 1896 года на упаковке продукции Абрикосовых стали появляться два изображения герба Российской империи в знак высоких наград, что и показано на карточке. Сюжет, чаще всего типично западноевропейский, поздравительный использовался как праздничная картинка, обычно никак не связанная со случаем ее использования в России.
Эти и подобные им рекламные карточки выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и использованием небумажных материалов, особенно шелка. Такие карточки долго хранились покупателями, постоянно напоминая об изготовителе и побуждая приобретать его продукцию снова и снова. Многие из них сохранились до нашего времени.
В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого открытки в Россию ввозили в основном из-за границы, собственного производства не существовало. Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года.
Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, так как практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует всё новыми видами конструкций и вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир. Рекламная открытка по-прежнему актуальна, только теперь ее уже не вкладывают в упаковку товаров, а размещают на специальных стойках в престижных заведениях мегаполисов. Обозначилось и новое направление в разработке и производстве открыток - «деловая» открытка, одной из разновидностей которой является открытка корпоративная. Одним словом, история открытки продолжается.
Поздравительная открытка
Сегодня оборот поздравительных открыток в мире составляет 15 млрд штук в год. Мировым лидером по изданию открыток являются США, где открыточным бизнесом занимаются более 500 компаний. Второй по значению открыточной державой является Великобритания, где количество подобных компаний приближается к 250. «Hallmark»-самый известный открыточный бренд, открытки под этой торговой маркой выпускаются во всем мире.
В России открыточный бум начался в перестроечные 90-е. Первым крупным частным издательством в России стала компания «Арт и Дизайн». На сегодня на российском рынке открыток работают около трех десятков операторов. Самым крупным из них является холдинг «Арт и Дизайн», которому принадлежит около 60% рынка. В пятерку сильнейших также входят компании: «Открытое письмо», «Мир поздравлений», «Мир подарков» и «Русский дизайн». Общий объем производства открыток в России составляет 400 млн экземпляров в год и, по мнению ведущих экспертов, имеет как минимум двойной потенциал роста. Ведь сейчас на одного россиянина продается только четыре открытки в год, тогда как в США количество продаваемых открыток составляет 37, а в Англии - 48 штук на человека в год. Даже в советское время этот показатель был не ниже 20 открыток. Данный показатель имеет не только экономическое значение, по частоте посылаемых друг другу открыток социологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди приобретают и посылают открытки, тем лучше живется в стране.